Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Несмотря на кажущуюся простоту, принцип записи и воспроизведения винила до сих пор остается актуальным (Источник: hifihalloffame.com)

Откуда звук: как устроены запись и воспроизведение винила

23.07.2025
Статьи

Вам когда-нибудь доводилось внимательно рассматривать пластинку и задаваться вопросом, как эти крошечные канавки могут создать тот звук, который вы впоследствии слышите через стереодинамики? В каком-то смысле это похоже на колдовство, на магию, но, конечно, это старая добрая «аналоговая» наука.

Как всем известно, основы аналоговой звукозаписи были заложены еще при Эдисоне, хотя пластинка, какой мы ее знаем теперь, появилась значительно позже - первая 12-дюймовая пластинка была выпущена лейблом Columbia в 1948 году.

С тех пор появилось огромное множество форматов записи и воспроизведения звука, и многим из них предрекали, что вот уж они-то точно станут «убийцей» винила. Однако, винил и теперь живее всех живых – в отличие от многих цифровых форматов, которые приказали долго жить.

Итак, ее величество канавка. Крошечное продольное углубление, плавно закручивающееся по спирали к центру диска. Ее ширина меняется в зависимости от уровня сигнала. В среднем длина канавки одной стороны винилового диска составляет примерно 500 метров.

«Что такое виниловая пластинка? Это тысячи очень узких канавок шириной не более 120 микрон, каждая из которых имеет модуляцию – поперечное движение, - говорит Илья Тавлияров, руководитель отдела контроля качества завода Muzilla Production. - Игла скользит по канавке, отклоняясь влево и вправо, и это дает нам, в итоге, то самое звучание, которое мы любим – теплое, глубокое, округлое».

Каждая сторона канавки несет в себе колебания, которые представляют аудиоинформацию из правого и левого каналов. Значимая информация, например, звук высокой частоты, может укладываться буквально в 1 микрон. Именно поэтому проигрыватели настолько чувствительны, а защита их от внешних вибраций и прочих помех настолько важна для качественного воспроизведения звука.

«Только представьте себе: чтобы записать такую пластинку, на первом этапе, этапе мастеринга, выставляется очень тонкий резец, которые и выполняет все эти извилистые канавки разной глубины, - напоминает Тавлияров.

Колебания канавок снимаются иглой, изготовленной из очень твердого материала, устойчивого к износу, - например, из алмаза. Характер и степень перемещения иглы как раз и определяют изменения частоты и громкости, которые мы с вами слышим.

«Если мы видим большие модуляции, это значит, что здесь расположена область низких частот. Скорее всего, здесь удар «бочки», - уточняет Илья Тавлияров. - А где игла совершает мелкие движения, там область высоких частот».

Далее фонокорректор. Что именно он делает? Физические ограничения винила таковы, что исходный сигнал должен быть изменен перед его записью низкие частоты снижаются по уровню, а высокие усиливаются. Подробнее о мастеринге звука для винила мы рассказывали ранее.

Если говорить упрощенно, то задача фонокорректора – восстановить тональный баланс и замысел звукорежиссера. Так что, как видите, никакой магии, сплошная наука!

Автор: KPboss