Дело мастеринга боится: как готовят звук для винила
Существует предположение, что хорошо сведенной записи достаточно для того, чтобы ее можно было перенести на любой носитель и получать удовольствие от прослушивания. Однако, мастеринг как отдельный процесс возник неспроста. Да, можно винить звукорежиссеров в «войне громкости», развязанной в 1990-х годах, но изначальная задача мастеринга – создание консистентного звука на всем альбоме.
Раньше многие исполнители и группы указывали в описании своих альбомов, где была записана та или иная песня: нередко это были студии в совершенно разных странах мира. И работа мастеринг-звукорежиссера заключалась в том, чтобы «причесать» звук по громкости и частотному диапазону, чтобы песни не отличались друг от друга слишком сильно.
О «войне громкости» мы поговорим отдельно, ибо тема очень объемна и неоднозначна. Сегодня – о виниле и мастеринге звука именно для записи на виниловый носитель.
Да, мы говорим о современном и относительно современном виниле. Да, как правило, он записывается с цифрового носителя. Кстати, первая пластинка, записанная именно с «цифры» была выпущена аж в 1972 году! Тогда это был, скорее, эксперимент, но именно он открыл дорогу такому принципу издания винила.
Как же звукорежиссеры готовят файлы «под винил»? во-первых, частотная обработка: звуки на частоте выше 20 кГц на виниле превращаются в искажения, поэтому применяется мягкий частотный фильтр выше 16-18 кГц. Частоты ниже 30 Гц почти не слышны, и немалая часть аппаратов их не воспроизводит. Однако, наличие суб-баса может привести к выбросу иглы из канавки, поэтому низкие частоты также фильтруются.
Далее - стереобаза. Все частоты ниже 100-150 герц должны быть в моно, а все, что ниже 500 Гц максимально «заужается». Также рекомендуется перевести в моно все резкие, ударные звуки. Иначе – все те же искажения и выход иглы из канавки.
Устраняем сибилянты. Высокочастотные звуки, встречающиеся на вокале и располагающиеся в частотном спектре примерно между 5 и 9 кГц на виниле могут звучать слишком жестко. Поэтому звукорежиссеры используют дэ-эссер – прибор или плагин, ограничивающий их динамику.
Кстати, о динамике. Винил не так хорошо справляется с сильными динамическими перепадами, поэтому звукорежиссеры мягко ограничивают диапазон компрессорами. В идеале кратковременная громкость в пиках – минус 9 LUFS. Кто-то руководствуется старыми установками, ограничивая пики до -12 дБ.
Вы замечали, что на некоторых пластинках порядок песен отличается от CD-носителя? Делается это по двум причинам. Во-первых, более сложные в динамическом плане треки помещаются ближе к краю диска – так лучше передается замысел музыкантов. Во-вторых, оптимальный хронометраж каждой стороны пластинки, если речь идет о 12-дюймовой LP - 16-20 минут. Именно поэтому при записи дисков некоторые песни переносят на другую сторону, это своеобразный тетрис.
Однако, даже учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что многое зависит и просто от мастерства музыкантов, звукорежиссеров и инженеров, тех, кто готовит матрицы для печати винила. И конечно же – от тех, кто этот винил слушает.