Аудиофутуризм, часть третья: а петь кто будет?
В предыдущих частях статьи мы рассказали об общих тенденциях развития звука и эволюции аудиокомпонентов в обозримом будущем. Разумеется, нейросети, искусственный интеллект будут играть в этом одну из ключевых ролей. А вот где влияние ИИ будет чуть ли не главным – это в создании музыки будущего. Уже сейчас музыканты пишут политикам, принимающим законы, коллективные письма с требованием защитить их права, ограничить распространение нейросетей в создании музыкального контента. Эти музыканты поднимают лишний шум?
Если коротко – нет. Уже сейчас нейросети легко генерируют стихотворный текст, причем, могут притвориться тем или иным поэтом, автором-песенником. А другие нейросети так же лихо создают на этот текст музыку, причем, ее стиль вы можете задать сами. Да, сейчас есть ограничения по качеству звука и хронометражу песни, но если поискать и немного заплатить, и это препятствие устранимо.
Доходит до того, что короткие, запоминающиеся ИИ-песенки уже используются в рекламе. Да, пока их можно отличить от «живого» исполнения как по качеству звука, так и по некоторым другим артефактам. Это очень похоже на то, как нейросеть генерирует изображения, добавляя лишние пальцы: натренированный слух отличит искусственный голос от настоящего. Однако, и генеративные модели тоже не стоят на месте. Итак, что же нас ждет?
Во-первых, нейросети нового поколения вот-вот смогут создавать музыку, совершенно неотличимую от произведений настоящих, живых авторов. Причем, делать это они будут как в полуавтоматическом режиме (когда композитор будет «скармливать» сети ноты или общие идеи произведения), так и в полностью автоматическом. «Эй, напиши-ка мне гимн нашей замечательной компании, торгующей сантехникой, в духе Вангелиса!» - вполне обычный промпт недалекого будущего.

Глубокое обучение на основе миллионов уже существующих музыкальных произведений позволит нейросетям создавать новые композиции. А написать стопроцентный хит человеку будет все сложнее, ведь ИИ проанализирует не только сами песни, но и их продажи, расположение в хит-парадах – и выдаст шлягер на все 146 процентов…
С другой стороны, искусственный интеллект будет широко использоваться в создании саундтреков к фильмам и играм. Причем, здесь он может помогать «живому» композитору, например, при генерации максимально подходящей по настроению музыке, которая идеально дополняет видеоряд. Звукорежиссерам модели ИИ уже сейчас помогают очищать записи от посторонних шумов, а в будущем процесс звукозаписи и сведения, вероятно, будет максимально автоматизирован, а профессиональные нейросети будут предлагать несколько вариантов аранжировки песен, создания ремиксов.
Кто же будет петь, пожалуй, это самый главный вопрос – как в практическом, так и в этическом плане. Уже сейчас в социальных сетях можно найти «произведения», «спетые» голосами музыкантов, которые никогда такого не пели. Просто в нейросеть загрузили всю дискографию певца, и та создала весьма похожую по манере пения и тембру голоса песню. По качеству - как звука, так и непосредственно исполнения — это напоминает ранние демо-версии, которые группы и исполнители записывают, чтобы понять, как будет звучать новая песня, и как ее можно улучшить.

Однако, появляются и песни, записанные голосами музыкантов, которых больше не с нами, и это, как сейчас говорят, настоящий кринж. Просто представьте себе десяток новых песен, «спетых» Фредди Меркьюри или Майклом Джексоном! Опять же, с точки зрения защиты творческого наследия и авторских прав мы заходим в пока еще абсолютно серую зону: мало кто понимает, как защитить авторов и исполнителей при существующей на данный момент правовой базе. И самый главный момент: у самих исполнителей – живых или ушедших – никто не спрашивал согласия на использование их голосов!
При этом, музыканты и бизнесмены от музыки по-разному смотрят в будущее: первые просят их защитить, вторые же прикидывают, как на этом можно заработать. Ведь в данном случае искусство становится деперсонализированным, а значит, и авторскими отчислениями делиться не надо. Представьте: креативная команда выдумывает некого несуществующего персонажа, нейросети пишут за него песни и снимают видеоклипы, на стриминг-платформах проходят виртуальные концерты, а предприниматели снимают прибыль!

С другой стороны, музыка нейросетей становится значительно более демократичной. Ведь создавать музыку теперь смогут люди, которым не то, чтобы медведь на ухо наступил, но, скажем, не обладающие продвинутыми композиторскими и поэтическими или вокальными данными. Однако, массовая доступность ИИ может в недалеком будущем наводнить рынок низкокачественным, стандартизированным контентом.
Где же истина? Наверное, где-то посередине. Во-первых, музыка, созданная и записанная человеком, всегда будет востребована – примерно как автомобили ручной сборки или одежда, сшитая вручную. Наверняка появятся и особый значок или описание, которые будут обозначать и гарантировать отсутствие влияния ИИ в той или иной записи.
Неизбежно появятся этическая и правовая база: будут разработаны механизмы подтверждения авторства и происхождения произведений, лейблы объединятся в ассоциацию и будут вместе защищать авторов и исполнителей. А сами исполнители продолжат петь и сочинять музыку, ведь это в крови у творческих людей.







