Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Пожалуй, самый главный момент - в том, что винил в будущем никуда не денется (Источник: ChatGPT)

Аудиофутуризм, часть первая: какими будут музыка и звук завтра

12.04.2025
Статьи

Задумываясь о будущем, мы чаще всего представляли летающие машины и роботов-помощников. Ученые-футурологи предсказывали появление доступной видеосвязи и персональных электронных помощников, место которых заняли смартфоны. Однако, практически никто из футурологов не предсказал, например, появление и развитие социальных сетей, а ставшее уже привычным для нас устройством робот-пылесос представлялось ими совершенно иначе, чем то, чем мы пользуемся сегодня.

Давайте же попытаемся понять, как будут развиваться музыкальная и звуковая индустрии – и будут ли развиваться вообще.

Вкратце – да, будут, ибо прогресс невозможно остановить. Но понравится ли нам это развитие? Вопрос дискуссионный. Например, один из трендов недалекого будущего (да что там, уже и настоящего) – использование нейросетей и искусственного интеллекта во все большем количестве устройств и жизненных сценариев. Мы обязательно поговорим об этической и творческой стороне этого процесса во одной из следующих частей статьи, а начнем же с относительно простого применения: персонализация и улучшение звука.

Не секрет, что ИИ уже используется для создания новых композиций, но не только: буквально в прошлом году нейросети позволили выпустить новую песню The Beatles. С помощью искусственного интеллекта продюсеры «почистили» демо-запись Джона Леннона, «вытянув» его голос, а Пол и Ринго записали недостающие инструментальные партии. Уже сейчас технологии на базе нейросетей позволяют очистить запись от шумов в студийных условиях, а скоро будет возможно и использовать тот или иной персональный профиль при прослушивании музыки.

И речь идет не только об эквализации звука, мы с вами сможем добавить «ламповость», виниловые артефакты, подстроить записи под особенности нашего слуха, который с возрастом, к сожалению, не улучшается, добавить эффекты 3D-присутствия, а самое главное – «вытянуть» из имеющегося в нашем распоряжении аудиотракта наилучший звук.

Часть этих технологий доступна уже сейчас – в виде плагинов для обработки звука или «железных» устройств, однако, искусственный интеллект там начал использоваться лишь относительно недавно, а самое главное ожидание от будущего – применение нейросетей практически на любом доступном устройстве, вне зависимости от его мощности или аудиохарактеристик.

Еще одна область применения ИИ – восстановление сжатых форматов, их частотного и динамического диапазонов. Да, стриминговые сервисы сегодня позволяют передавать звук в качестве CD и даже hi-res с характеристиками вплоть до 96 kHz / 24 bit, однако в связи с нарастанием глобального трафика появилась необходимость в его экономии и разработке более емких форматов сжатия, а мобильный интернет не везде дешев, как в России. Можно резюмировать, что цель в данном случае – достижение наиболее качественного звучания вне зависимости от характеристик носителя. Да, меломаны заявят, что этот звук будет неестественным, совершенно далеким от аналогового, и будут по-своему правы, но мы же говорим о будущем, тенденциях в аудио и неизбежном прогрессе.

Кстати, о развитии стриминга. Здесь можно наметить несколько основных тенденций. Во-первых, это еще более точная персонализация плейлистов. Некоторые дорогие стриминговые сервисы уже предлагают «человеческие» рекомендации: на основе ваших слушательских предпочтений группа специально обученных людей рекомендует вам новую музыку, такие плейлисты называются manually curated. Однако, количество пользователей стриминга будет неизбежно нарастать, и персональных «кураторов» просто не хватит. Уже сейчас платформы соревнуются в качестве алгоритмов предложения рекомендуемой музыки, и использование ИИ здесь не за горами.

Вторая тенденция – объединение, агрегация стримингов. Сегодня ведущие платформы располагают базой более, чем в 100 миллионов треков, а, например, SoundCloud заявляет, что в его коллекции – более 200 миллионов. Однако, слушатели все равно продолжают сталкиваться с тем, что на сервисе, где у них есть активная подписка, невозможно найти ту самую, любимую песню, особенно в высоком качестве. Агрегаторы же позволят осуществлять такой поиск и создание персональных плейлистов, не привязанных к какой-то одной платформе.

В следующих частях статьи мы поговорим о том, чего нам ждать от аудиокомпонентов будущего (да, и винил тоже затронем, он никуда не денется), а также о технологиях будущего в создании музыки и аудиозаписи.

Автор: KPboss