Винил голову вскружил: топ-10 коллекционеров пластинок со всего мира
Возродившаяся популярность музыки на физических носителях, неизбежно подталкивает ценителей к коллекционированию. Редкие, уникальные издания, обложки дисков, превратившиеся в отдельный вид искусства и конечно сама музыка, с неповторимым звучанием именно с винила… Сегодня мы расскажем о самых заметных мировых коллекциях и коллекционерах виниловых дисков – не только по количеству, но и по заметности и уникальности собраний.
10. Джон Пил (1939 – 2004). Знаменитый ди-джей BBC Radio 1 дал путевку в жизнь многим музыкальным группам, которые впоследствии стали очень заметными и влиятельными. С его легкой руки в эфире появились композиции , , и . Его коллекция виниловых пластинок (120 тысяч альбомов, 12-дюймовых и 7-дюймовых синглов) была аккуратно сохранена в Peel Acres, его поместье в британском Саффолке. Хотя, вид его домашнего офиса никоим образом не наводит на мысли об обширности коллекции.
9. Элтон Джон. Коллекция винила насчитывает более 130 тысяч единиц, однако на протяжении времени его собрание претерпевало изменения. В какой-то момент он продал всю коллекцию, потому что, по его словам, ему негде было ее хранить. Потом пластинки накопились вновь, и певец снова продал часть собрания, но уже в благотворительных целях – в 2013 году он собирал средства для своего фонда борьбы со СПИДом. Затем он выкупил всю свою коллекцию, зачастую приобретая по несколько одинаковых дисков, чтобы иметь одни и те же пластинки в каждом из своих домов.
8. Элайджа Вуд. Актер начал серьезно относиться с диджеингу во время съемок «Властелина колец», которые проходили в Новой Зеландии на протяжении полутора лет. Он спускал практически весь суточный гонорар за съемки в местных музыкальных магазинах. А еще заезжал во все возможные магазины по пути на съемки и обратно, выкупал редкие диски на онлайн-аукционах, что существенно пополнило его коллекцию.
«Когда ставишь иглу звукоснимателя на диск, ты как бы берешь на себя обязательство дослушать диск до конца, - говорит Вуд. - Есть что-то особенное в этом процессе, ты как будто сосредотачиваешься именно на музыке, она перестает быть малозначимой и одноразовой».
7. Дэймон Албарн. Музыкальный кругозор основателя и чрезвычайно широк. Он охватывает диапазон от R'n'B 60-х и нигерийского фанка 70-х, всю дискографию и много других жанров и направлений. И все это использует в своих музыкальных проектах – как командных, так и сольных. Магазин Honest Jon’s на лондонской Portobello Road – постоянное место музыкальной охоты Дэймона. Магазин специализируется на джазе, блюзе, рэгги, танцевальной музыке, соуле и фолк-музыке.
6. Роберт Крамб. Имя андерграундного художника-карикатуриста, может быть, не так широко известно публике, да и его коллекция насчитывает «всего» 8 тысяч единиц, однако Крамб является одним из самых заметных коллекционеров винила. Все дело в том, что собирает он исключительно диски на 78 оборотов в минуту. Его коллекция включает раритеты 1920-х – 1930-х годов. Роберт считает народную музыку величайшим творением человечества.
В его кабинете в средневековом замке во Франции хранится коллекция виниловых пластинок, а также письменный стол, доска для рисования, ручки и карандаши. Старинный проигрыватель занимает почетное место в комнате. «Музыка — это душа человеческого общества. Это как–то тонко связано с нашим слухом, с тем, как мы на него реагируем, это очень глубоко - даже глубже, чем визуальный отклик» - говорит Крамб.
5. Карл Кокс. Вдохновленный коллекцией записей своего отца в стилях фанк и соул, которую тот собрал в детстве на Севере Англии, будущий ди-джей купил свою первую виниловую пластинку в 1976 году, когда ему было 14 лет. Это была группа , состоявшая из 12 участников, у нее было грубое фанковое звучание, которое позже стало визитной карточкой диджея-новатора хаус-сцены 1980-х.
С тех пор Кокс собрал более 150 тысяч дисков, которые он бережно хранит в гараже своего дома в австралийском Мельбурне. Коллекция отсортирована в хронологическом порядке и начинается с 1968 года. Несмотря на переход многих ди-джеев на цифру, Карл Кокс – ярый поклонник винила и делает миксы на трех проигрывателях сразу.
4. Questlove. Американский барабанщик, продюсер, ди-джей, музыкальный журналист и актер, участник группы хранит в своем доме в Филадельфии более 200 тысяч дисков. «Коллекция начиналась как протест против неизбежного течения времени, а заканчивается как его празднование», - говорит музыкант. вырос, путешествуя с родителями во время их гастролей, они были весьма успешными музыкантами. Именно родители и брали его с собой в музыкальные магазины и привили ему страсть к «охоте» за редкими дисками.
3. Брэд Миочевич. Однажды страстный коллекционер музыки выкупил коллекцию, состоявшую сразу из 30 тысяч дисков, у радиостанции в австралийском Перте. Выкупил и подумал: «Что же я наделал?» Коллекция занимала гораздо больше пространства, чем он ожидал. И тогда Брэд построил библиотеку винила. Трехэтажное строение вмещает 8 с половиной тонн винила, в нем около 300 метров стеллажей, антресоли и винтовые лестницы, а дизайн выполнен по образцу государственной библиотеки Перта.
2. Боб Джордж. Соучредитель и исполнительный директор Архива современной музыки в Нью-Йорке является обладателем примерно второй или третьей по величине коллекции винила в мире. В данный момент коллекция насчитывает примерно 2,2 миллиона единиц. Джордж также опубликовал первый справочник по панк-року и музыке новой волны и основал компанию One Ten Records. Коллекционер писал статьи о музыке для таких изданий, как Elle, Billboard и Playboy (да, о музыке там тоже писали), а также выступал в качестве музыкального консультанта при съемках многих голливудских картин.
1. Зеро Фрейтас. Крупнейшая частная коллекция виниловых пластинок в мире принадлежит бизнесмену из бразильского Сан-Паулу. Коллекция Зеро, насчитывает более 6 миллионов записей, однако точное число пластинок в ней неизвестно даже самому владельцу – некоторые источники приводят цифру в 8 миллионов. «Я отдаю предпочтение старым пластинкам, чтобы сохранить память, сохранить историю».
Сейчас Зеро строит хранилище, которое будет служить общественным архивом мировой музыки с акцентом на записи Северной и Южной Америки, Бразилии и Кубы. Фрейтас считает себя скорее куратором, чем коллекционером. Он полагает, что пластинки не принадлежат ему, а лишь временно находятся у него, чтобы он мог поделиться ими с людьми.





