Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Кто-то слушает музыку на сверхдорогой аудиосистеме, а кто-то вполне доволен звуком из компьютерных колонок (Источник: hifiknights.com)

Звуковые мифы: главные заблуждения мира hi-fi

09.07.2025
Статьи

Мир высококачественного звука давно оброс легендами и заблуждениями, мифами и убеждениями, которые передаются от одного поколения аудиофилов к другому. Какие-то из установок действительно имеют под собой веские, проверенные основания, некоторые из этих убеждений устарели, а другие никогда и не были правдой. Однако до сих пор они влияют на то, как мы выбираем и слушаем аудиотехнику.

В этой статье мы разберём самые популярные заблуждения, мешающие здраво оценивать качество звучания и принимать разумные решения. Сразу оговоримся – мы не пытаемся никого переубедить. Наша задача – посмотреть на некоторые моменты свежим взглядом, попытаться избежать распространенных стереотипов.

Миф первый: высокая цена — гарантия лучшего звука.

В реальности это далеко не всегда так. В мире hi-fi аппаратуры существует некая условная точка, после которой рост цены перестаёт соотноситься с реальным улучшением качества. Часто покупатель платит за премиальные материалы, дизайн, лимитированные серии или статус бренда. При этом, устройства среднего ценового сегмента могут звучать не хуже, а то и лучше — особенно если они грамотно подобраны под остальную систему и условия прослушивания.

Специалисты различных изданий, посвященных миру звука, десятилетиями тестируют аудиокомпоненты и нередко приходят к выводам, которые могут показаться парадоксальными. Иногда широко разрекламированные устройства оказываются полным разочарованием, а недорогие компоненты от неизвестных стартапов, наоборот, приносят массу удовольствия от прослушивания.

Вывод: ориентируйтесь на звук, а не на цену. Слепое тестирование — лучший способ определить, за что вы действительно платите.

Миф второй: дорогие кабели из экзотических материалов кардинально влияют на качество звука.

Реальность такова: если кабель изготовлен добротно, имеет адекватное сечение и длину — его влияние на звук минимально. Слух человека не способен различить столь тонкие отклонения в сопротивлении или емкости, особенно в бытовых условиях. Ну, а многочисленные тесты доказывают: в большинстве случаев разница между кабелями за $20 и $500 отсутствует или находится в пределах самовнушения.

Более того, на просторах интернета можно найти истории о слепом прослушивании аудиокомпонентов, соединенных дорогими кабелями из бескислородной меди и – внимание – вешалками-плечиками из химчистки. Порядка половины аудиофилов, принимавших участие в таком прослушивании, выбрали «плечики».

Вывод: наверное, лучше вложить деньги в акустику, наушники или акустическую обработку помещения — эффект будет куда заметнее.

Миф третий: аудиофил может уловить малейшие изменения в системе — будь то смена предохранителя, сетевого кабеля или даже подставки под усилитель.

В реальности же человеческое ухо имеет ограничения по частоте и динамическому диапазону. Кроме того, восприятие звука очень субъективно и подвержено влиянию ожиданий. В слепых тестах даже опытные слушатели часто не могут отличить дорогие компоненты от более простых, как мы описывали в предыдущем пункте.

Кроме того, не стоит забывать и про возрастные изменения: со временем диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот снижается. По-хорошему, тем, кто увлечен прослушиванием качественной музыки на качественных аудиосистемах, не помешает периодически посещать врача-сурдолога для прохождения аудиометрии – исследования слуха.

Вывод: доверяйте ушам, но проверяйте их.

 

Миф четвертый: «цифра» звучит холодно и плоско, особенно в сравнении с аналоговыми источниками.

На самом деле, современные цифровые технологии давно превзошли аналог в точности передачи сигнала. Хорошие ЦАПы обеспечивают потрясающее качество звука, недоступное аналоговым источникам без шума и искажений. А современные форматы записи и передачи звуковых данных уже давно превосходят то, что способно различить даже самое тренированное ухо. Тем более, что записей высокого разрешения в DSD или PCM 24/96, а иногда и больше, становится все больше.

При этом, нужно помнить, что первая виниловая пластинка, записанная с цифрового носителя, появилась в далеком 1971 году, и с тех пор применение «цифры» для издания аналоговых источников лишь росло. Да «аналог» нередко окрашивает звук, делает его «теплее», мягче, что нравится немалому количеству слушателей. Но является ли такой звук истинным hi-fi – то есть звуком высокой точности?

Вывод: наверное, все же цифра — это не враг. Главное — качество исходной записи и мастеринга.

Мир hi-fi и hi-end полон заблуждений, но главное — помнить, что звук — это субъективный опыт. Техническое совершенство не всегда означает удовольствие от прослушивания. И наоборот — недорогая, но грамотно подобранная система может подарить вам гораздо больше эмоций, чем ультрадорогой сетап с «золотыми» кабелями.

Автор: KPboss