Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Нет предела совершенству, однако иногда в погоне за идеальным звуком стоит остановиться и насладиться моментом (Источник: acousticfields.com)

Тот самый звук: разбираемся с «идеальным» аудио и особенностями нашего восприятия

29.07.2025
Статьи

Мы в проекте Muzilla любим хорошую музыку и трепетно относимся к ее источникам, а также к аудиоаппаратуре и хорошему звуку. Однако, наш подход к аудио трезвый, прагматичный, хотя и не лишенный тяги к эстетике. А еще мы стремимся разобраться в тонкостях мира звука, понять, какие подходы и установки действительно оправданны, а какие ведут в никуда и лишь портят положительные впечатления от прослушивания музыки. Итак, нужно ли стремиться к совершенству?

Эндрю Джонс, легендарный разработчик акустики, который сотрудничал с такими компаниями, как KEF, Infinity, Pioneer, TAD, Elac и другими, утверждает, что абсолютная точность в Hi-Fi — миф, а «идеального звука» не существует в принципе! Погоня за «звуком, который задумал артист» — это игра, в которую невозможно выиграть, считает эксперт.

Меломаны часто говорят о точности воспроизведения звука. Но, по словам эксперта, правда в том, что не существует единственно «правильного» звучания музыки. С того момента, как песня записывается, до момента, когда вы нажимаете Play, она проходит через цепочку технических решений, ограничений и интерпретаций разработчиков. Даже наш с вами мозг мешает восприятию!

Во время записи музыки она обрабатывается и превращается в то, что мы с вами можем услышать. И на каждом этапе этой цепочки вносятся изменения. И когда вы это понимаете, становится ясно, почему идеальная точность в hi-fi — скорее призрачная цель, чем реальность.

Эндрю Джонс говорит еще проще: «Звучание, приближенное к оригинальному? Постойте, какой такой оригинальный звук?»

И это справедливый вопрос. Это тот звук, который был в студии во время записи? То, как артист и звукорежиссер слышали его при сведении? Или то, что хотел донести мастеринг-инженер на своих студийных мониторах?

Доктор Флойд Тул, работавший с Джонсом в Национальном исследовательском совете Канады, называет это «кругом путаницы». Это цикл, в котором музыка записывается, сводится и проходит процесс мастеринга на одних системах, а воспроизводится на совершенно других. Нет единой точки отсчета. То, что звучит «правильно» в студии, может звучать совершенно иначе в чьей-то гостиной или автомобиле.

И даже на профессиональном уровне все по-разному: разные студии используют разное оборудование, разные акустические конфигурации.

«Да, существуют определённые стандарты, такие как ITU-R BS.1116 или IEC 60268-13, для мониторинга громкости и тестовых прослушиваний, - говорит Джонс. - Но это не какие-то четкие руководства по калибровке студий, и они не применяются повсеместно. Это означает, что все мы лишь предполагаем, как музыка «должна» звучать».

Мозг меняет всё

Допустим, мы каким-то образом умудрились создать идеальную аудиосистему. Без искажений, отражений, дефектов. Но даже тогда мы не услышим «идеальный звук». Все потому, что последнее слово за нашим мозгом — а он не всегда надёжен. Все слышат по-разному.

Когнитивный нейробиолог и автор книги, посвященной тому, как наш мозг воспринимает звук и музыку, Дэниел Левитин объясняет: восприятие работает не только на физическом. Оно формируется нашей памятью, ожиданиями и эмоциями.

Два человека могут послушать один и тот же трек и испытать совершенно разные ощущения. Один скажет, что запись звучит тепло и богато. Другой — что мутно и тускло. И ни один из них не ошибется! Их мозг просто по-разному интерпретирует звук.

Наши с вами ожидания могут изменить восприятие. Если нам скажут, что наушники за 2000 долларов должны звучать потрясающе, наш мозг постарается это подтвердить. И это часть человеческой природы. По той же причине вино кажется вкуснее, если нам сказали, что оно дорогое. И с аудио то же самое.

Есть и эффект подтверждения: если вы верите, что ваша аудиосистема звучит великолепно, вы будете замечать только то, что подтверждает эту веру. А такие мелочи, как смена кабеля, освещение в комнате или внешний вид аудиокомпонентов, могут изменить ваше восприятие звука — даже если чисто технически ничего не изменилось.

Что говорит наука

В свое время инженеры надеялись, что «цифра» всё исправит. Ведь цифры не лгут, правда? Но исследования снова и снова показывают: даже системы, созданные для идеального звука, вносят свои искажения.

Карлхайнц Бранденбург, один из разработчиков формата MP3, утверждает, что мы по-прежнему ограничены возможностями человеческого слуха. Даже идеальные цифровые файлы всё равно проходят через аналоговые компоненты — ЦАПы, усилители, колонки, и даже комнаты — и приобретают искажения.

Звукоинженер и автор книги «Искусство цифрового звука» Джон Уоткинсон говорил об этом ещё много лет назад. Можно начать с идеального сигнала, но как только он попадает в реальный мир — он уже не идеален.

Разработчик акустических систем доктор Эрл Геддес добавляет: на звук влияет всё — ваше положение в комнате, направленность колонок, отражения от стен и потолка. И на каждом новом месте звучание будет другим.

Доктор Джошуа Райс из Центра цифровой музыки имени Королевы Марии проводил исследования, сравнивая аудио высокого разрешения (hi-res) с компакт-дисками. Его выводы таковы: разница есть, но она чрезвычайно невелика и заметна только при помощи аппаратного контроля. В обычных условиях большинство людей не заметит никакой разницы.

Доктор Шон Олив, старший научный сотрудник отдела акустических исследований компании Harman International тоже отмечает, что слушатели не всегда сходятся во мнениях, но существуют устойчивые предпочтения, паттерны. Например, многие предпочитают небольшой подъём на «низах» и чуть сглаженные высокие частоты.

То есть несмотря на то, что универсальной «точности» в звуке не существует, предпочтения у людей схожи. 

Проектирование колонок — это балансировка недостатков

Если каждый человек слышит и воспринимает звук по-своему, логично предположить, что идеальной колонки быть не может. Поэтому вместо погони за совершенством разработчики стремятся найти компромиссные решения с учетом недостатков. Проектирование колонок — это выбор: какие недостатки менее критичны, с какими «можно жить».

«Есть ли колонка с идеально ровной АЧХ? Нет. Ни одной в мире! И даже близко не соответствует уровню «плоскости» усилителя», — объясняет Эндрю Джонс.

Дело в том, что звук распространяется во всех направлениях, а не только вперёд. Исправите один угол — испортится другой. А если вы поставите колонку в реально существующую комнату, АЧХ снова изменится.

А еще колонка может звучать идеально по центру, но стоит сместиться — и звучание становится мутным или неровным. Инженеры борются с этим с помощью волноводов и других решений, но это всегда компромисс с чем-то другим.

Даже мелочи влияют на звук

Малейшие изменения конструкции тоже сказываются на звуке. Сетка из ткани может снизить высокие частоты на 0,5 дБ. Пластиковые или металлические рамки вокруг динамиков могут отражать звук внутрь и вызывать неконтролируемые пики и провалы частот. Даже винты на лицевой панели могут повлиять на дифракцию.

Да, эти эффекты минимальны, но в hi-end системах они становятся значимыми и более заметными. 

Эпоха «пост-совершенства»

Многие годы производители аудиооборудования стремились к «идеальному» звуку — ровной АЧХ, студийной точности, идеальных условиях прослушивания. Но сейчас такой подход теряет актуальность. Теперь акцент смещается на звук, который подходит именно вам.

Современное оборудование больше не пытается копировать студийные настройки. Оно подстраивается под ваши уши, вашу комнату, ваш вкус. И сейчас появляются всё новые инструменты. Вот лишь несколько примеров:

- Пространственное звучание (например, Dolby Atmos), создающее 3D-звук, адаптирующийся под вашу систему

- Акустика с цифровой коррекцией (DSP), исправляющая недостатки комнат

- Настройка наушников по аудиограмме по результатам слухового теста

- Системы калибровки – такие, как Sonos Trueplay или Dirac Live, адаптирующие звук под ваши условия прослушивания

Ну, а хорошая новость состоит в том, что всё больше компаний-производителей аудио понимают: реальные помещения далеки от идеала, записи несовершенны, а слух — субъективен. И вместо того, чтобы притворяться, что есть один «правильный» звук, они дают пользователям свободу выбора и контроля.

Автор: KPboss