Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Технология кажется простой, но на самом деле процесс создания матрицы напоминает звуковую алхимию (Источник: Алиса AI)

Родом из матрицы: разбираемся как звук попадает на пластинку

16.11.2025
Статьи

Сегодня мы поговорим об элементе, без которого производство виниловых пластинок абсолютно невозможно. Речь идет о матрицах, и все «тиражные» пластинки, производятся именно с их использованием.

«Матрицы бывают двух типов: «мама» и «папа», - напоминает Илья Тавлияров, эксперт, руководитель отдела качества завода Muzilla Production. – И «папа» служит для копирования «мамы».

Матрица представляет собой металлический диск, на котором вместо привычных нам канавок, как на обычной пластинке, - бугорки и выпуклости, которыми на прессовальной машине и продавливается весь рельеф на тиражной пластинке. Производятся матрицы из никеля, для чего на лаковый диск наносят слой серебра, после чего посеребренный диск помещается в гальваническую машину – это специальная ванна с узлом вращения будущей матрицы.

Далее с помощью тока разных характеристик, химических реактивов и непосредственно самого никеля в течение достаточно продолжительного времени осаживают на заготовку достаточно толстый слой никеля. Ионы никеля заполняют абсолютно всю поверхность, в том числе, и канавки, вырезанные на лаковом диске – или на медном, если речь идет о применении технологии DMM, о которой мы расскажем отдельно.

«Если заполнение пройдет не полностью, тогда матрица окажется бракованной, - продолжает Тавлияров. – Хороших пластинок с такой матрицы не получится. Если при отделении уже осаженного слоя никеля на лаковом диске останется часть иммерсионного серебра, такая матрица также будет непригодна для производства пластинок».

После того, как из гальванической ванны извлекается лаковый диск со слоем осаженного на него никеля, слои разделют. С никелевым слоем предстоит проделать еще немало работы. Например, чтобы отцентровать металлический диск с еще непробитым отверстием ставят под микроскоп и выравнивают, находя центр пластинки.

«Это очень важно, поскольку в ГОСТе, регулирующем качество тиражных пластинок, эксцентриситет, то есть вынос центра регламентируется достаточно строго, - отмечает Илья Тавлияров. – Погрешность не может превышать одну десятую миллиметра!»

Затем центральное отверстие проштамповывают и делают поверхность рельефной для установки держателя в пресс-форме. Чтобы изготовить одну пластинку, требуется две матрицы – для стороны А и стороны Б. На заводе матрица ставится в пресс-форму, а далее происходит процесс штамповки.

Но до этого матрица попадает в лабораторию, где тщательно изучается и замеряется. Для этого используются высокоточные оптические микроскопы. Специалисты проверяют качество дорожек, измеряют расстояние между канавками и другие параметры.

«Сегодня матрицы производят в Европе, за океаном, а в последнее время – и в Китае, - говорит Илья Тавлияров. – В чем отличие? Если матрицы выполнены грамотно, отличий между ними нет никаких. Если же есть нарушение какого-либо технологического процесса – будь то гальваника или отделение слоя серебра, то матрицы оказываются непригодными к дальнейшему использованию, либо могут выйти из строя раньше времени».

В среднем каждой матрицы «хватает» для штамповки примерно 500 пластинок. Чем больше отпечатков производится с каждой матрицы, тем хуже становится физическое состояние выпуклостей на матрице – тех самых, который должны превратиться в канавки на пластинке. Поэтому и звук у последних отпечатков может быть хуже, чем у первых. Именно поэтому ценители винила гоняются за так называемыми «первопрессами».

«При изготовлении 500 пластинок на слух мы не почувствуем ухудшение звука, - успокаивает Тавлияров. – Но если с такой матрицы отштамповать еще 200-300 экземпляров, то понижение качества будет уже ощутимое. Ну, а по нашему опыту, европейские матрицы начинают выходить из строя примерно после 400 отпечатков».

В лаборатории Уфимского государственного нефтяного технического университета проводится металлографический экспресс-анализ каждой матрицы, поступающей в производство. Этими исследованиями определяются параметры заготовок, которые влияют на качество и ресурс матриц, которые производят партнеры Muzilla Production.

«Чтобы музыканты нашей страны получали лучший звук, мы уделяем и будем уделять столько времени исследованиям на каждом этапе производства, сколько будет необходимо, - заверяет Илья Тавлияров. – это нужно, чтобы реализовать мечты и слуховые ощущения наших музыкантов».

Автор: KPboss