Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Elcaset в сравнении с обычной компакт-кассетой (Источник: Elektronikmuseum Tettnang)

Операция перемотка: вспоминаем полузабытые носители звука

08.10.2025
Статьи

Многие меломаны искренне рады возвращению и росту популярности физических, осязаемых источников звука. Конечно, речь идет о виниле и компакт-дисках, хотя многие любители музыки считают эталонным для себя звук, получаемый с бобинного магнитофона. Кто-то стремится вновь пережить воспоминания юности, слушая музыку с аудиокассет на винтажном японском магнитофоне.

Сегодня же мы вспомним менее распространенные форматы носителей, на которые еще относительно недавно индустрия звука делала ставку как на перспективные форматы. У некоторых любителей хорошего звука записи на таких носителях вполне могут найтись – и в довольно больших количествах.

1. MiniDisc. Разработка компании Sony увидела свет в 1992 году. На цифровой оптический диск помещалось от 60 до 80 минут записи, сам же носитель был защищен жестким пластиковым корпусом со сдвигаемой шторкой. При записи использовался алгоритм сжатия ATRAC, что позволяло получить результат почти как на CD на носителе, который легко помещался в карман. Кстати, чуть позже появились и плееры минидисков, тоже очень и очень компактные.

MiniDisc сочетал в себе лучшие свойства компакт дисков – произвольный доступ к трекам, цифровое качество – и аудиокассет - возможность перезаписи и портативность. Производители обещали до миллиона циклов записи на один диск, да и сжатие, по их заверениям, маскировало лишь неразличимые звуки, придавая записи аналоговую теплоту. Однако, формат продвигали не очень активно, вскоре рынок наводнили MP3-плееры, а в 2001 году в еще более компактном форм-факторе появился iPod.

2. DAT. Все та же компания Sony представила Digital Audio Tape в 1987 году. Формат позволял делать записи в CD-качестве на крошечные кассеты с пленкой шириной менее 4 мм. Технология записи напоминала обычный домашний видеомагнитофон с вращающимся блоком головок. Вскоре формат, позволявший записывать 16-битный звук с частотой дискретизации 48 кГц, стал одним из стандартов профессиональной аудиозаписи.

DAT-кассеты как носитель были по достоинству оценены звукорежиссерами – за точность записи и за то, что на кассету помещалось до 120 минут. Тем не менее, музыкальная индустрия начала опасаться цифровых копий, а цены на DAT-магнитофоны позволяли пользоваться ими практически исключительно в профессиональных целях. 

3. Digital Compact Cassette. Компания Philips представила DCC в 1992 году как цифровую эволюцию обычных компактных аудиокассет. При записи использовалась технология PASC – предвестник популярного позднее MP3, а качество записи было близко к CD. Цифровые кассеты выглядели примерно так же, как обычные, а деки могли воспроизводить как цифровые, так и аналоговые кассеты.

Обратная совместимость формата была огромным плюсом, кодек PASC обеспечивал поток до 384 кбит/с, что давало достаточно высокое качество звука. Однако. Более удобный форм-фактор минидиска обеспечил компании Sony доминирующее положение на рынке. Помимо этого, DCC стали продвигать тогда, когда меломаны начали массово отказываться от кассет в пользу компакт-дисков.

4. Stereo 8 или 8 Track. Аудиокассеты этого формата были представлены в США в 1964 году и выпускались до 1984 года. Пик популярности «восьмерок» пришёлся на конец 1960-х - 1970-е годы. Такие кассеты были распространены исключительно в Америке и широко применялись в автомобильных магнитолах. Каждая кассета содержала бесконечную – закольцованную – ленту шириной чуть больше 6 мм.

Для своего времени 8-дорожечная кассета обеспечивала вполне достойное качество – скорость движения ленты вдвое превышала обычные аудиокассеты. Однако, были у формата и существенные недостатки: лентоприжимы быстро приходили в негодность, датчики окончания записи выходили из строя, и пленку нередко «зажевывало». К тому же, в конце 1970-х привычные нам компакт-кассеты стали обеспечивать лучшее звучание при меньших габаритах.

5. Elcaset. Еще один формат, разработанный и внедренный Sony в 1976 году. Задумка была отличная – обеспечить качество записи как на катушках, но в удобном форм-факторе компакт-кассеты. Правда, такие кассеты были примерно вдвое больше привычных нам, ширина пленки была чуть больше 6 мм, а скорость лентопротяжки – 9,5 см/с.

Формат обеспечивал поистине внушительные технические характеристики. Например, частотный диапазон вплоть до 25 кГц, предельно низкий уровень шума. Во время воспроизведения часть ленты «выматывалась» из кассеты в механизм магнитофона, что обеспечивало стабильность воспроизведения и отсутствие механических дефектов.

Однако, формат был обречен уже при запуске – стандартные кассеты к тому времени звучали уже очень неплохо, в производство пошли хром-ленты, а низкий уровень шума обеспечивался системой шумоподавления от Dolby. Внушительные размеры Elcaset свели на нет их преимущества, а высокие цены не магнитофоны подталкивали покупателей к более привычным форматам.

Автор: KPboss