Долгоиграющие пластинки: разбираемся с основными понятиями мира меломанов
Синглы, лонгплеи, релизы и бутлеги. Часто меломаны слышат подобные термины, используют их в речи и переписке. Но насколько корректно они это делают? Давайте кратко разберемся с основными понятиями звукозаписи.
Что же такое релиз? Давайте определим это так: это единица творческой продукции того или иного исполнителя. Это может быть альбом, сингл (об этом чуть позже), сборник или компиляция, запись концерта, бутлег. Причем, релиз – это любая форма выпуска носителя: от кассеты до онлайн-стрима. Тот или иной альбом может быть представлен в виде CD или его цифровой копии на музыкальной платформе, это может быть пластинка или кассета, MP3 или другой формат со сжатием. Поэтому в пресс-релизах (тоже, кстати, термин) пишут: релиз вышел на таких-то носителях.
Сингл – это та или иная песня с альбома –
Бутлег – это чаще всего неофициальная запись концерта, сделанная без разрешения правообладателя. При этом, не каждый бутлег является пиратской копией – в этом случае речь идет просто о полной копии релиза, выпущенной без согласования с исполнителем. У термина «бутлег» интересная история, и связана она со временами «сухого закона» в США времен 1920-1930 годов. По другой версии считается, что термин возник во время Гражданской войны в США, когда солдаты проносили спиртное в армейские лагеря, пряча бутылки в сапогах или под брюками.
Дискография - это все релизы на всех возможных носителях и от всех лейблов авторства того или иного музыканта. На портале Muzilla, например, вы можете отсортировать все релизы по году выпуска, алфавиту, а также воспользоваться поиском, чтобы найти ту пластинку, которая вам действительно нужна.
Что за лейбл, спросите вы? Исторически лейбл – это просто этикетка на виниловой пластинке, то, что в народе называют «пятак». Однако, этикетка переросла саму себя, и сейчас лейблами называются бренды, созданные звукозаписывающими компаниями и занимающиеся производством, маркетингом, распространением записей. Другими словами, лейбл открывает новые имена, поддерживает уже известных исполнителей. Лейблы бывают «мэйджорами», то есть, крупными, бывают «инди», то есть, независимые, небольшие. Однако сейчас, в эпоху глобального проникновения интернет-технологий музыканты нередко сами выпускают свои релизы – в обход лейблов и их зачастую жестких условий и невыгодных контрактов.
В следующей статье мы расскажем об оценке состояния физических музыкальных носителей – а там есть своя терминология, а также о том, как не опростоволоситься, покупая желанную пластинку на маркетплейсе.