Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 409 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Сегодня аудиокомпоненты класса hi-fi в основном выглядят так. А как было раньше? (Источник: JBL)

Кто придумал hi-fi: краткая история качественного звука

10.12.2025
Статьи

На вопрос изобретения способов и устройств для высококачественного воспроизведения звука – того самого hi-fi - можно ответить так: никто. Но лучше так: изобретателей было много, и вклад каждого трудно переоценить.

Американская корпорация Bell Labs начала экспериментировать с различными решениями в области звукозаписи в начале 1930-х годов. Компания пробовала записывать выступления музыкантов с помощью телефонных линий, а также с применением оптических пленок – технологии, которая на какое-то время закрепилась в кино.

В 1941 году компания RCA Victor начала использовать оптическую запись звука для дальнейшего производства грампластинок на 78 оборотов – технология давала более широкий спектр частот, да и динамика была получше.

Параллельно инженер компании Гарри Олсон проводил эксперименты, в ходе которых аудитория слушала концертные записи через фильтр с изменяемой частотой. Тогда удалось установить, что слушатели предпочитали звук, из которого устранялись шумы и искажения, вызванные использованием несовершенного оборудования той поры. Так возникли первые попытки шумоподавления, хотя это были, скорее, околонаучные исследования, а первые коммерческие системы, такие, как Dolby A, появились лишь в 1960-х.

Ну, а начиная с 1948 года инновации, позволявшие улучшить воспроизведение звука в домашних условиях, появлялись чуть ли не каждый год. Например, более широкое распространение получили катушечные магнитофоны, чьи производители экспериментировали с параметрами пленки – составом, шириной и скоростью протяжки.

Тогда же, в 1948 году компания Columbia Records освоила выпуск виниловых LP на 33 оборота в минуту. Инженерам удалось уменьшить канавки и снизить шум, при этом улучшив динамику. Тогда на рынке моду диктовали слушатели классики, которым особо импонировал тот факт, что на одну сторону пластинки начали помещаться некоторые длинные произведения целиком.

Все это совпало и с распространением в 1950-х годах более современных FM-радиостанций и соответствующих приемников. Частотная модуляция давала более высокое качество звука, меньшее количество помех и большую устойчивость приема по сравнению с AM - амплитудной модуляцией.

В ту же пору все большее количество производителей озаботились производством качественных усилителей – с широким частотным диапазоном и большей выходной мощностью при минимальных искажениях.

Не обошла эволюция и громкоговорители: инженеры Эдгар Виллчур и Генри Клосс разработали acoustic suspension - «закрытый ящик», конструкцию, в которой воздух внутри герметичного корпуса колонки работает как дополнительная пружина для диффузора. Это изобретение произвело настоящую революцию в производстве аудиосистем, обеспечив, в том числе, более точное воспроизведение низких частот.

Начиная с 1950-х годов производители аудиотехники начали использовать словосочетание high fidelity – высокая точность – в качестве маркетингового термина для описания носителей звука и оборудования, которое обеспечивало более высокую точность воспроизведения по сравнению с конкурентами.

Ближе к 1960-м годам распространение носителей и аппаратуры, способной воспроизводить стереозвук, стало следующей волной развития hi-fi. Этот период принято считать «золотым веком hi-fi», именно тогда производители лампового оборудования выпустили на рынок множество моделей, которые и современные меломаны считают отличными. Однако в угоду точности воспроизведения лампу постепенно вытеснил транзистор.

В конце 1960-х FTC - Федеральная торговая комиссия США наконец разработала список требований для определения оборудования класса hi-fi, по которым производители могли четко указывать, что их продукция соответствует таким требованиям и не вводить в заблуждение потребителей.

Эта стандартизация стала предвестником спроса на домашние решения для воспроизведения качественного звука. В 1970-е годы широкое распространение получили интегрированные системы, тогдашние прообразы музыкальных центров. Такие решение объединяли проигрыватель пластинок, радиоприемник, предусилитель и усилитель мощности, а иногда и магнитофон. Эти системы нередко продавались со съемными или отдельными динамиками и полюбились покупателям за простоту и универсальность.

С конца 1970-х меломаны начали отдавать свои предпочтения отдельным компонентам. Так они получили возможность собирать систему «под себя», выбирая компоненты с желаемыми характеристиками. В 1980-е годы появились специализированные журналы, предлагавшие обзоры компонентов и статьи о том, как выбрать и протестировать динамики, усилители и другие составляющие аудиосистемы.

Эволюция hifi от экспериментов 1930х до модульных систем 1980х заложила основы современного аудиофильского рынка, где ценится как винтажная техника, так и цифровые технологии.

Что же до вопроса изобретения hi-fi, мы уже обозначили несколько имен, но, пожалуй, стоит упомянуть еще несколько имен. Например, Алан Блюмлейн, британский инженер, который, помимо прочих его изобретений, заложил основы стереозвука. Эвери Фишер, американский инженер, который еще в 1930-е годы экспериментировал с передачей по радио высококачественного звука.

Нельзя не упомянуть и компании, которые принимали участие в становлении стандартов hi-fi: Braun, представившая доступные радиоприемники и ставшая одним из лидеров по производству радио. Это и Harman Kardon, запустившая на рынок доступные усилители с FM-тюнерами в 1954 году.

Ну, а первой компанией, поставившей значок hi-fi на свою продукцию, была все же Yamaha, чью историю мы недавно рассказывали. И было это в 1954 году.

Автор: KPboss