Жамал Омарова
Настоящее имя: Жамал Омарова
Об исполнителе:
Singer (contralto). Born 1912, in Yangiul, Uzbek SSR. People’s Artist of Kazakhstan. Died 1976. Народная артистка Казахской ССР Жамал Омарова (1912-1976) - поистине народная певица, в полной мере испытавшая всенародную привязанность и славу. Творчество и жизнь Жамал Омаровой - яркая страница в истории советской казахской музыки. Неповторимый голос певицы ежедневно звучал по радио, его слушали во время многочисленных гастролей артистки жители всех областей нашей республики. Жамал Омарова представляла Казахстан и казахское искусство на всех ответственных концертах и декадах, проходивших в Советском Союзе. Она без преувеличения была гордостью советского многонационального искусства! Жамал Омарова родилась в Янгиюльском районе, Ташкентской области в богатой казахской семье, пострадавшей (раскулаченной) во время коллективизации. Отец был репрессирован. Детям из этой семьи было почти невозможно получить образование. Талантливая девочка, начавшая петь и выступать с концертами со школьной скамьи, училась в лесном техникуме, на рабфаке, в Среднеазиатском горном институте. О музыкальном образовании говорить не приходилось. Недюжинное исполнительское мастерство, да и само музыкальное призвание, позволившие Жамал Омаровой уже с 16 лет выступать солисткой на Ташкентском радио, целиком сформировались в недрах народно-песенной традиции этого региона. В 1928 году Жамал Омарова получила Гран-при Среднеазиатской детской Олимпиады в Ташкенте. Участвовала в этой Олимпиаде Жамал благодаря Курманбеку Джандарбекову, которого сама певица всегда считала своим наставником и учителем в области пения. Начиная с 1934 года, Жамал Омарова работает на Казахском радио. В это же время на радио был принят на работу и Евгений Григорьевич Брусиловский - композитор, приехавший в Казахстан из Ленинграда. Позднее Евгений Григорьевич станет главой композиторской школы, народным артистом, лауреатом Госпремии, автором множества прекрасных произведений разных жанров. К этому времени относится начало дружбы и плодотворного творческого сотрудничества певицы и композитора. Репертуар Жамал Омаровой складывался в основном из обработок народных и народно-профессиональных песен, которые она привезла из родных краев. Это ставшие широко известными и любимыми нapoдoм пecни - Кaмиля, Aгaжaн-Латифа, Бипл, Шынарай, Акбопе, Секиртпели-сем-сем, Ахау, айым, Абай гулимай, Ой гок и др. Собственно музыкальное, а точнее сказать, нотное, то есть европейское музыкальное образование начинается в эти же годы благодаря Борису Васльевичу Лебедеву, хормейстеру, одному из основателей хоровой капеллы Казахстана. Эти музыкальные азы нового для казахской степи стиля, сотрудничество с композиторами того времени, а также природная (почти гениальная!) музыкальность певицы, взрастившая ее культура национального пения и создали феномен Жамал Омаровой. Важнейшую часть репертуара Жамал Омаровой составляли песни, написанные казахстанскими композиторами специально для нее. Это знаменитый "Алтай" и "Гулденген Казахстан" Е.Брусиловского, "Менин Казахстаным" Ш. Калдаякова, "Бобегим" и "Досыма" Б. Байкадамова. В создании этих песен принимала участие и сама Жамал Омаровой. Жамал Омаровой суждено было стать признанной и любимой народом певицей. В 1943 году ей присвоят звание заслуженной артистки Казахстана, и в том же году она станет народной артисткой КазССР. Жамал Омарова прожила долгую артистическую жизнь. Вместе с концертной бригадой, куда входили такие корифеи казахского традиционного искусства как Жаппас Каламбаев, Кали Жантлеуов она объездила с гастролями весь Казахстан, выступала в Москве и в Китайской Народной республике . Говоря о концертной жизни Жамал Омаровой, нельзя не упомянуть бессменного ее концертмейстера, заслуженную артистку Каз.ССР М.В. Смитрович. После нее певице аккомпанировал заслуженный артист республики С.Б.Коган. Благодаря их высокому профессионализму, ансамбль пения и сопровождения фортепиано был, как правило, безупречным. Жамал Омарова обладала голосом редкой красоты. Он был глубоким и низким, в соответствии с национальными певческими традициями, то, что называется в народе "коныр дауыс" (бархатный, матовый, звучный голос). Народная манера женского пения у казахов всегда подразумевала низкую тесситуру. Такими были голоса У. Турдукуловой, Р.Есимжановой, Р.Койшыбаевой, Р.Мусабековой. Голос же Жамал Омаровой был напоен какой-то удивительной силой и теплотой, в нем одновременно присутствовали и мягкость, и металлический или серебристый блеск. Неотразимо действовала на слушателя необыкновенная душевная наполненность, естественно выражающаяся в пластичности интонирования и органичности фразировки. Только Жамал Омаровой была свойственна манера расцвечивать голосом каждый звук в отдельных частях песни. Эти переливы звука придавали необыкновенное обаяние исполнению певицы. По поводу них в казахской народной музыкальной эстетике говорят "жуз кубылтып" (сто раз переливающийся), Но, пожалуй, самым удивительным были вокальное мастерство и музыкальность певицы, позволяющие осваивать те сферы, которые находились далеко за пределами национальной песенной традиции - песни народов СССР, композиторские опусы.