Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 416 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Гонка громкости возникла в музыкальной индустрии гораздо раньше, чем принято считать (Источник: delamar.de)

Войны громкости: как индустрия звукозаписи убивает качество звука

10.06.2025
Статьи

1990-е годы стали переломным моментом в истории звукозаписи. Широкое распространение компакт-дисков открыло новые возможности для воспроизведения звука, но вместе с этим возникли и новые вызовы для звукорежиссеров и продюсеров.

Конкуренция на рынке в какой-то момент привела к тому, что звукозаписывающие компании начали искать способы сделать свои релизы более привлекательными для слушателей. Было замечено, что более громкая запись привлекает больше внимания покупателей в музыкальных магазинах, где демо-версии проигрывались через одинаковые акустические системы или наушники.

-2

Разные музыкальные историки называют разные даты начала этой «войны» - кто-то говорит, что все началось в 1960-е, хотя по другим данным, первые прецеденты борьбы за звук погромче были замечены аж в 1940-х. Еще тогда, в эпоху распространения музыкальных автоматов (jukebox – прим. ред.) было отмечено, что слушатели чаще выбирают музыку, звучащую более насыщенно. Правда, тогда повышение громкости достигалось другими средствами – где-то дважды были записаны некоторые инструменты, иногда применялась усиленная реверберация, но и к более высокой компрессии тоже начали прибегать уже в те годы.

Разумеется, существовавшие тогда форматы аудионосителей накладывали свои ограничения – в случае с винилом иглу на слишком «громких» пластинках просто выбрасывало из канавки. Например, в 1969 году по этой причине лейблу пришлось отозвать из продажи альбом Led Zeppelin II и выпустить вариант, где уровни компрессии были пониже.

-3

Еще одна причина гонки за громкостью – широкое распространение в 60-70-х годах «сборников», на которых были представлены разные исполнители (например, рождественских). В те годы на том, чтобы сделать песни более привлекательными именно в составе компиляции, начали настаивать продюсеры и менеджеры звукозаписывающих компаний. Иначе треки их исполнителей просто терялись на общем фоне.

В 1980-е с возникновением и распространением CD и hi-fi аппаратуры поначалу необходимости в том, чтобы делать звук громче, не было. А вот с широким распространением формата в девяностые и удешевлением аудиосистем продюсеры начали «отрываться» по полной программе. Причины, по большому счету, были те же, что и раньше – для большинства слушателей «громче» значило «лучше».

-4

В 1994 году израильская компания Waves Audio Ltd. представила первый по-настоящему доступный лимитер Waves L1, и звукорежиссеры по всему миру моментально взяли его на вооружение. И хотя гонка громкости стартовала тогда небыстро, и уровни звука повышались постепенно, некоторые лейблы понеслись с места в карьер. Например, прославивший группу Oasis альбом (What's the Story) Morning Glory? 1995 года был одним из рекордсменов по громкости со средним уровнем −8 dBFS по RMS.

-5

В 2000-е годы большинство музыкантов, продюсеров и лейблов вообще перестали задаваться вопросом, каким должен быть звук. И так понятно – громким! Однако в 2008 году с выходом альбома Death Magnetic группы Metallica ко многим пришло осознание, что с громкостью что-то не так. Запись была настолько «пережата», что на пиках просто «клиповала», звук был попросту искажен. Это было отмечено как музыкальными критиками и профессионалами, так и поклонниками группы. Тогда ограниченным тиражом вышел альбом с «нормальным» динамическим диапазоном, и он сразу стал раритетом среди фанатов.

В 2010 году британский инженер мастеринга Иан Шепард выступил инициатором проведения Дня динамического диапазона (Dynamic Range Day). Цель мероприятия – привлечь внимание к тому отрицательному эффекту, который гонки за громкостью оказали как на качество звука, так и на ставшее привычным восприятие музыки, то самое «громче – значит лучше».

-6

Шепард инициировал проведение исследований, которые показали, что взаимосвязь между громкостью и продажами тех или иных звукозаписей отсутствует и что люди предпочитают музыку с полноценным динамическим диапазоном.

Пожалуй, первый заметный откат к нормальному динамическому диапазону произошел с выходом в 2013 году альбома Random Access Memories группы Daft Punk. Звукорежиссер Мик Гузауски, сводивший альбом, намеренно использовал более низкие, чем обычно, уровни компрессии. В итоге, альбом получил пять премий «Грэмми», в том числе, за лучшую звукорежиссуру.

-7

С тех пор тема громкости неоднократно поднималась как в профессиональной прессе, так и в массовых музыкальных изданиях. С одной стороны, можно сказать, что воз и ныне там. Более того, в последнее время звук с характерными артефактами искажений, характерных для «пережатых» записей, стал своеобразным художественным приемом, например, в рэп- и хип-хоп-записях.

Однако, все больше звукорежиссеров подвергают громкие записи, как бы сказали ранее, общественному порицанию. Становится все больше исполнителей, которые осознанно отказываются от «громких» записей, а некоторые стили музыки война громкости практически не затронула, - например, классику и джаз. Ах, если бы только можно было «раскомпрессовать» некоторые отличные рок- и поп-альбомы альбомы 90-х и 2000-х…

Автор: KPboss