Виниловые споры: разбираемся с нюансами мира пластинок
Сегодня мы решили ответить на комментарии наших подписчиков. Некоторые из них действительно точны, некоторые заставляют задуматься – такой ли уж перспективный формат - этот возрожденный винил. Все плюсы, минусы и подводные камни проигрывателей и виниловых пластинок – в этой статье. А разобраться во всех тонкостях звукозаписи нам поможет Илья Тавлияров, меломан со стажем, руководитель отдела контроля качества
1. Цветной винил звучит хуже, чем черный
Да. Чтобы глубже понимать суть вопроса, расскажем о том, что же такое «винил». Материал называется поливинилхлорид — бесцветная, прозрачная и очень пластичная пластмасса, термопластичный полимер винилхлорида. С помощью определенных присадок ему придают цвет, прочностные и другие свойства. Черный цвет поливинилхлорида достигается добавлением графита, который при этом способствует значительному снижению силы трения иглы звукоснимателя о поверхность канавки на пластинке. Поэтому действительно изначально чёрные пластинки звучали лучше цветных. Но технологии в нефтехимии не стоят на месте, и сегодня цветной винил благодаря новейшим присадкам заметно приблизился по звучанию к классическому чёрному старшему брату. Так что цветной, прозрачный и дизайнерский винил чуть хуже звучит, но совсем немного. А его визуальные качества, пожалуй, позволяют это простить.
2. Любой винил подвержен деградации и старению – нет смысла покупать винтажные пластинки
И да, и нет. Так уж случилось, что в этом мире абсолютно всё подвержено деградации и старению. Однако, поливинилхлорид - весьма стабильный полимер. Именно поэтому из него делают не только пластинки, но и оконные рамы и трубы, которые, несут огромные нагрузки, но работают десятилетия, надёжно выполняя возложенные на них задачи.
При использовании пластинок нагрузка на них в сотни тысяч раз ниже, чем нагрузки в тех же водопроводных трубах. Просто сравните: 2 грамма нагрузки от иглы звукоснимателя и 5-8 атмосфер в трубах. Так что смело покупайте винтаж, а лучше - учите физику и химию, а потом смело покупайте винтаж.
3. Вот раньше винил записывали лучше. Прежнее искусство звукозаписи утеряно.
И да, и нет. Действительно, во времена расцвета технологии механической звукозаписи сотни заводов выпускали сотни миллионов пластинок. Соответственно, было большое количество мастеринг-инженеров (это те, кто создаёт первый мастер-диск, с которого потом копируются тиражные пластинки), а у них был огромный массив повторяющихся действий, позволявший им «набить» руку на записи мастер-дисков. И то, нередко встречались откровенные бракованные издания.
Сейчас ситуация совершенно иная. Заводов меньше, тиражи меньше на порядки, а мастеринг-инженер - редкая профессия. Но и технологии не стоят на месте: сегодняшние инструменты и станки, цифровой контроль точности реза канавки позволяют минимизировать риски, чётко укладываясь в пределы допусков ГОСТов и других международных стандартов. Так что, во многом мастерство утеряно, но техника позволила сделать это вчерашнее искусство достаточно сложным, но технически тривиальным ремеслом.
4. Ну, какой объемный и округлый звук может быть с цифровых исходников? Нормальный звук может быть только при полностью аналоговой записи.
И да, и нет. Хороший звук от цифровых носителей информации получить можно. Однако, такое оборудование на порядки дороже хорошей винтажной аналоговой техники. Так что здесь вопрос соединения двух факторов: цены на цифровую технику и предпочтений в части выбора аналога или цифры слушателя.
5. Винил – это нафталин, настоящее и будущее – за стримингом
Ровно это я слышал в конце 80-х, когда выбрасывал свою первую фонотеку пластинок (какой же я был недалёкий подросток…). Только тогда вместо «стриминга» был «CD». Как показала жизнь, именно винил остался, а про CD многие молодые люди даже и не слыхали.
6. Новоделы – не чета первопрессам
«Новоделы» тоже могут быть «первопрессами». Вообще, под словом «первопресс» понимают первые 200-300 пластинок из тиража, когда матрица под давлением 100 тонн практически не изношена, вследствие чего пластинка, как результат штамповки этой матрицей, является идеальной.
Что же касается «новоделов» с использованием цифровых технологий в процессе создания музыки, её записи, микширования и мастеринга, то в этом смысле тут есть доля правды, но всё же перенос записи на пластинку уже «расцифровывает» музыку. А ещё открою вам тайну: до сих пор некоторые крутые артисты пишут свою музыку по старинке, на магнитную ленту, а потом мастер-ленту пересылают в лаборатории производства мастер-дисков. Где, да-да, стоят магнитофоны, с которых и подают звук на станок по резке мастер-диска. И да-да, звук у них другой.
7. Зачем вообще нужен дорогой проигрыватель, если в пластинку на каждом этапе вносятся искажения? Зачем тратить такие деньги на мертвый формат?
Тут есть доля правды. Виниловые пластинки - не самый идеальный формат звукозаписи и распространения музыки. Из аналоговых форматов пластинка значительно уступает магнитной ленте (по динамическому диапазону, соотношению сигнал/шум, стереобазе и т.д.), но превосходит звук кассет и оптических носителей. А уж цифровым носителям уступает абсолютно всем.
Кроме того, действительно, технология записи и воспроизведения предполагает сужение динамического диапазона, обрезание амплитудно-частотной характеристики и внесение предыскажений в сигнал записи. Как всё это страшно звучит…
НО! Те, кто слушает, как звучит винил, знают, что это совсем не страшно, а наоборот, удивительно классно, и не перестают радоваться его характерному звучанию, органолептическим ощущением при контакте с альбомом, а также ритуалу включения проигрывателя и установки пластинки для прослушивания. Ну, это же так круто!