Top.Mail.Ru
Маркетплейс винила и CD в России: 446 тыс. товаров в продаже! Дискография 26 млн. релизов и артистов.
Войти
Правда ли черный винил звучит лучше цветного? (Источник: Third Man Pressing)

Виниловые споры: разбираемся с нюансами мира пластинок

23.02.2025
Статьи

Сегодня мы решили ответить на комментарии наших подписчиков. Некоторые из них действительно точны, некоторые заставляют задуматься – такой ли уж перспективный формат - этот возрожденный винил. Все плюсы, минусы и подводные камни проигрывателей и виниловых пластинок – в этой статье. А разобраться во всех тонкостях звукозаписи нам поможет Илья Тавлияров, меломан со стажем, руководитель отдела контроля качества Muzilla Pro.

1. Цветной винил звучит хуже, чем черный

Да. Чтобы глубже понимать суть вопроса, расскажем о том, что же такое «винил». Материал называется поливинилхлорид — бесцветная, прозрачная и очень пластичная пластмасса, термопластичный полимер винилхлорида. С помощью определенных присадок ему придают цвет, прочностные и другие свойства. Черный цвет поливинилхлорида достигается добавлением графита, который при этом способствует значительному снижению силы трения иглы звукоснимателя о поверхность канавки на пластинке. Поэтому действительно изначально чёрные пластинки звучали лучше цветных. Но технологии в нефтехимии не стоят на месте, и сегодня цветной винил благодаря новейшим присадкам заметно приблизился по звучанию к классическому чёрному старшему брату. Так что цветной, прозрачный и дизайнерский винил чуть хуже звучит, но совсем немного. А его визуальные качества, пожалуй, позволяют это простить.

2. Любой винил подвержен деградации и старению – нет смысла покупать винтажные пластинки

И да, и нет. Так уж случилось, что в этом мире абсолютно всё подвержено деградации и старению. Однако, поливинилхлорид - весьма стабильный полимер. Именно поэтому из него делают не только пластинки, но и оконные рамы и трубы, которые, несут огромные нагрузки, но работают десятилетия, надёжно выполняя возложенные на них задачи. 

При использовании пластинок нагрузка на них в сотни тысяч раз ниже, чем нагрузки в тех же водопроводных трубах. Просто сравните: 2 грамма нагрузки от иглы звукоснимателя и 5-8 атмосфер в трубах. Так что смело покупайте винтаж, а лучше - учите физику и химию, а потом смело покупайте винтаж.

3. Вот раньше винил записывали лучше. Прежнее искусство звукозаписи утеряно.

И да, и нет. Действительно, во времена расцвета технологии механической звукозаписи сотни заводов выпускали сотни миллионов пластинок. Соответственно, было большое количество мастеринг-инженеров (это те, кто создаёт первый мастер-диск, с которого потом копируются тиражные пластинки), а у них был огромный массив повторяющихся действий, позволявший им «набить» руку на записи мастер-дисков. И то, нередко встречались откровенные бракованные издания.

Сейчас ситуация совершенно иная. Заводов меньше, тиражи меньше на порядки, а мастеринг-инженер - редкая профессия. Но и технологии не стоят на месте: сегодняшние инструменты и станки, цифровой контроль точности реза канавки позволяют минимизировать риски, чётко укладываясь в пределы допусков ГОСТов и других международных стандартов. Так что, во многом мастерство утеряно, но техника позволила сделать это вчерашнее искусство достаточно сложным, но технически тривиальным ремеслом.

4. Ну, какой объемный и округлый звук может быть с цифровых исходников? Нормальный звук может быть только при полностью аналоговой записи.

И да, и нет. Хороший звук от цифровых носителей информации получить можно. Однако, такое оборудование на порядки дороже хорошей винтажной аналоговой техники. Так что здесь вопрос соединения двух факторов: цены на цифровую технику и предпочтений в части выбора аналога или цифры слушателя.

5. Винил – это нафталин, настоящее и будущее – за стримингом

Ровно это я слышал в конце 80-х, когда выбрасывал свою первую фонотеку пластинок (какой же я был недалёкий подросток…). Только тогда вместо «стриминга» был «CD». Как показала жизнь, именно винил остался, а про CD многие молодые люди даже и не слыхали.

6. Новоделы – не чета первопрессам

«Новоделы» тоже могут быть «первопрессами». Вообще, под словом «первопресс» понимают первые 200-300 пластинок из тиража, когда матрица под давлением 100 тонн практически не изношена, вследствие чего пластинка, как результат штамповки этой матрицей, является идеальной. 

Что же касается «новоделов» с использованием цифровых технологий в процессе создания музыки, её записи, микширования и мастеринга, то в этом смысле тут есть доля правды, но всё же перенос записи на пластинку уже «расцифровывает» музыку. А ещё открою вам тайну: до сих пор некоторые крутые артисты пишут свою музыку по старинке, на магнитную ленту, а потом мастер-ленту пересылают в лаборатории производства мастер-дисков. Где, да-да, стоят магнитофоны, с которых и подают звук на станок по резке мастер-диска. И да-да, звук у них другой.

7. Зачем вообще нужен дорогой проигрыватель, если в пластинку на каждом этапе вносятся искажения? Зачем тратить такие деньги на мертвый формат?

Тут есть доля правды. Виниловые пластинки - не самый идеальный формат звукозаписи и распространения музыки. Из аналоговых форматов пластинка значительно уступает магнитной ленте (по динамическому диапазону, соотношению сигнал/шум, стереобазе и т.д.), но превосходит звук кассет и оптических носителей. А уж цифровым носителям уступает абсолютно всем. 

Кроме того, действительно, технология записи и воспроизведения предполагает сужение динамического диапазона, обрезание амплитудно-частотной характеристики и внесение предыскажений в сигнал записи. Как всё это страшно звучит…

НО! Те, кто слушает, как звучит винил, знают, что это совсем не страшно, а наоборот, удивительно классно, и не перестают радоваться его характерному звучанию, органолептическим ощущением при контакте с альбомом, а также ритуалу включения проигрывателя и установки пластинки для прослушивания. Ну, это же так круто!

Автор: KPboss